Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
В дни славного Преображения, Иисус Христос с тремя учениками находился на горе Фавор, остальные девять проповедовали в городах и селениях, изгоняя духов нечистых. Но в одной местности они не могли изгнать беса из отрока. Книжники насмехались над их бессилием и тем самым унижали Самого Господа в глазах народа. Тогда является Сам Спаситель с горы Фавор в славном своем Лике и обращается к книжникам: “О чем вы спорите с ними? Если есть какое недоумение, то спрашивайте Меня”. Все смутились и умолкли, виновно опустивши головы, и только один человек, протиснувшийся из толпы, упал на колени и взмолил: “Господи! Помилуй сына моего. Он в новолуние беснуется и тяжко страдает, часто бросается в огонь и воду. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить.”
Выслушав слова негодования и упреков в сторону учеников, Иисус же сказал: “О, род неверный и развращенный! Неужели, несмотря на все чудеса Мои, вы все еще не имеете веры? Доколе буду с вами? Приведите его ко Мне сюда”.
Отрока привели, но только увидев Иисуса Христа, он упал на землю и начал бесноваться. Отец юноши опять начал просить о помощи у Господа. На что Он ему говорит: “…все возможно верующему”. Тогда в сердце у несчастного отца появляются первые искры веры и в слезах взывает: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Иисус Христос властно обратился к нечистому духу: «Дух немый и глухий! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него». И отрок исцелился в тот же час. Тогда ученики наедине спросили Господа: “Почему мы не могли изгнать его?». Иисус же сказал им: “По неверию вашему. Ибо истинно говорю вам: если будете иметь веру в Мою помощь и всемогущество, хотя бы и столь малую, как горчичное зерно, но веру твердую, чуждую колебаний, и скажете горе сей: “Перейди отсюда туда”, она перейдет; и ничего не будет невозможно для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом”.
Дорогие братья и сестры, из данного евангельского повествования можно вынести следующее размышление: так что такое вера? Верить, что есть Бог? Так мы знаем, бесы тоже веруют и трепещут. А разве бесы спасутся? Вера — это не просто уверенность в существовании Бога, а доверие Ему. Мы должны доверять Богу так, как доверяет маленький ребенок своим родителям, когда он чувствует и знает, что в родительских объятиях все будет хорошо. А чтобы вера наша укреплялась, ей необходимы два крыла: пост и молитва. Мы часто воспринимаем пост, как воздержание в пище. А правильный пост – это отказ от того, что нас порабощает, что нас прельщает: наша гордость, тщеславие, гнев, телевизор, курение, чревоугодие, пьянство и прочие наши зависимости, которые нам мешают принадлежать Богу, быть способными Его слышать, Ему молиться. Да и какая может быть молитва, если надежда не на Бога, а на чрево, и если только от насыщения чрева научились получать радость.
Вера, пост и молитва – это путь к спасению души. Так будем, братья и сестры, всегда с твердой верою и упованием на Бога, с любовью к Нему стремиться к тому, чтобы перебороть свои страсти и соединиться с нашим Спасителем, который управит всё в этой жизни и дарует нам жизнь вечную. Аминь.
Иерей Алексей Андрейковец, настоятель храма святого апостола Иоанна Богослова в д. Черевачицы и храма святого праведного Иоанна Кормянского в д. Глинянки
1 сентября 2024 года