Неделя 18-я по Пятидесятнице. Притча о сеятеле

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

      Вы слышали, дорогие братья и сёстры, притчу о Сеятеле и семени. Знаете, что Сеятель – это Сам Спаситель, Сын Божий, а семя – слово Его. А почва – это наши с вами сердца. Разная почва – отсюда разный результат всхода и плода в почву брошенного семени.

Всякий раз, когда мы читаем или слушаем притчу о Божественном Сеятеле, мы должны проверять состояние почвы нашего сердца. К какому разряду людей принадлежишь ты: к тем ли, у кого сердце невосприимчиво и нечувственное, в котором слово Божие не находит почвы для своего прозябания, и из которого слово Божие, как вернешься из храма в обычную обстановку, похищается раздражительностью, духом злобы или теряется и гибнет среди забот, греховных помыслов и пожеланий? К тем ли, кто принимает слово Божие с живой радостью, но под влиянием житейских невзгод и испытаний, с такой же легкостью отвергает его, и оно увядает и засыхает в их душе? К тем ли, кто воспринимает слово Божие и дает ему возможность произрастания в своем сердце, но, с течением времени, семя святое заглушают в них чрезмерная привязанность к благам мира сего и обольщение комфортом и насыщеностью, и оно остается бесплодным? Или же сердце твое представляет собою добрую почву, и ты не только слушаешь, но и понимаешь значение для тебя слова Божия, трудишься и во славу Божию плод приносишь?

Давайте, дорогие мои, обратим внимание на заключительные слова притчи, а именно: «упавшее на добрую землю это те, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении». В этих заключительных словах Господь указывает на то, что мы, слушающие слово Его, должны, прежде всего, принять это слово, затем – хранить его, но хранить в «добром и чистом сердце», и лишь тогда это слово – как семя – принесет плод мног, т.е. даст нам силы и способность стать подлинно христианами, как по внутреннему строю души, так и во внешних делах наших.

Ап. Павел, в нынешнем апостольском чтении, говорит о плодах им, апостолом, принятого и хранимого в чистоте сердца слова Божия: «Уже живу не я, а живет во мне Христос», – «возлюбивший меня и предавший Себя за меня». Слово Божие осветило его мысли и желания, дало направление воле его.

И мы с вами, дорогие, слушаем слово Божие. Но кто из нас может о себе сказать: «уже не живу я, а живет во мне Христос»? Чувствуешь ли ты, христианин, подобно ап. Павлу, что «живет в тебе Христос», что слово Его направляет твои мысли, управляет желаниями твоими и волей твоей, что ты живешь и действуешь во славу Божию? Если не чувствуешь и не замечаешь, то почему? Да потому, что слушая слово Божие, мы, даже восторгаясь им, это слово в себе не храним. А не храним потому, что сердце наше лишено ответной любви к возлюбившему нас Господу, лишено чистоты и доброты; потому, что мы «в землю зарыли» данный Богом нам талант веры.

Даже, когда стоим в храме мы, мысли наши блуждают в миражах, в самообмане, в заботах о том, что подвержено тлению и огню, и в результате – изгоняется из сердца возрождающая и питающая мысль и чувство сила слова Божия. Сердце становится неспособным хранить в себе слово Божие и приносить плод. Если же мы не способмы к плодоношению, к жизни по Христу и Евангелию, значит мы ложно именуем себя христианами. Поэтому не удивительно, что неверующие люди заявляют христианским миссионерам: мы любили бы вашего Христа, но мы не любим ваше христианство. А ведь если бы мы были не только слушателями слова Божия, но и исполнителями его, то за нами весь мир обратился бы ко Христу, ибо жизнь христиан была бы красноречивее и сильнее всякой проповеди.

Активны-ли мы, дорогие братья и сестры? В подавляющем большинстве – нет! Мы молимся, призываем Господа – «да приидет Царствие Твое» – вздыхаем и… остаемся пассивными, как бы чуда ожидая. А ведь такое пассивное ожидание чуда осуждено Самим Господом. Молитва и воздыхания, если за ними не следует духовная активность, приводят к самообману, к душевной пустоте и к разочарованиям. Но как же нам с вами достигнуть того светлого состояния, к которому зовет нас Христос и о котором свидетельствует ап. Павел? Иначе говоря, что делать, чтобы стать подлинно христианином? А для этого, дорогие мои, нужна борьба с самим собой, со своими недостатками, пассивностью.  Необходимо нам и частое омовение своего сердца в покаянной молитве на исповеди, тогда слово Божие будет падать на чистую, добрую почву сердца и принесет многий плод в терпении. и лишь тогда же мы будем способны стать подлинно христианами, сможем достигнуть того светлого состояния, о котором говорит ап. Павел: «уже живу не я, а живет во мне Христос, меня возлюбивший».

Аминь.

Иерей Евгений Бойко, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в д. Хабовичи.

27 октября 2024 года

Фотогалерея