Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня, в Неделю 19-ю по Пятидесятнице на Богослужении мы слышим Евангельскую притчу «О богаче и Лазаре» (Лк.16:19-31).
Эта притча дает нам возможность задуматься о смысле жизи, вспомнить о том, что жизнь земная ограничена. И как бы не хотелось нам пожить подольше рано или поздно нас ожидает смерть и суд Божий. Как прожить жизнь чтоб не постигла нас участь богача? Неужели чтоб спастись надо жить непременно как Лазарь?
Из сегодняшней притчи может показаться, что суд Божий определил горькую участь богатому только потому, что он богат и весел был на земле, и что только как бы в утешение за скорбь на земле дал бедному Лазарю радость и покой в лоне Авраамовом.
Итак, в чем же заслуга Лазаря перед Богом, что после смерти он был удостоен столь великой чести и радости? В том, что жизнь его была полна страданий и лишений? Но разве Богу приятны человеческие мучения? Разве это есть сущность христианской жизни? Лежать у ворот в струпьях? Конечно же, нет. Не беднота и болезни возвысили Лазаря, а его смирение и вера. Ведь находясь в столь тяжелом состоянии, он ни разу не возроптал на Бога, не воззвал к совести богача. Он не требовал помощи, он смиренно уповал на милосердие Божие. И этим он вознесся до ложа Авраамова. Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Взирай на славнейшего Лазаря, чтобы, управляя свою жизнь рулем терпения, ты достиг той же самой спасительной пристани».
А в чем же вина богача? Разве в том, что он имел большое состояние? Разве богатый и состоятельный человек не может быть приятен в глазах Божиих? Безусловно, это не так! Так как богатство, будучи даром Божиим, не может быть злом само по себе. Однако страшная ошибка и вина богача заключалась в том, что, имея столь большой материальный достаток, он не замечал Лазаря, который лежал у ворот его дома. Наверняка он каждый день встречался с ним, выходя из своего дома, возможно, спотыкаясь о его лежащее в струпьях тело, но богач не нашел времени для того, чтобы остановиться и удостоить Лазаря своим вниманием, оказать ему малейшую помощь, которая хоть немного облегчила бы страдания нищего. «Где ты сеял, там и собирай, – говорит святитель Василий Великий, мысленно обращаясь к богачу. – Где расточал, там и собирай. Ты никогда не разбрасывал семена милостыни, ничего не давал взаймы Богу посредством милостыни бедному, но все собирал и употреблял для своего чрева».
Сама по себе нищета не спасает, само по себе богатство не губит. И богатство и нищета– дары Божии. Одному Бог дарит богатство, и растранжирить этот дар на удовлетворение своего тщеславия и сомнительные земные удовольствия — преступление против самого себя, другому точно так же дарит нищету. Не сами по себе они важны, важно то, для чего и как мы их используем, с какой целью проживём мы жизнь в богатстве, с каким душевным настроем понесём нашу нищету, будем ли мы только пиршествовать блистательно или постараемся хоть одну слезу утереть, хоть одну печаль утешить.
История о богаче и Лазаре повествует нам о том, как человек может пройти мимо своего спасения, как бездарно может закончиться жизнь, проведенная в своем благополучном маленьком мире. Давайте же постараемся еще раз внимательно в это Евангелие вслушаться. Оно не для того написано, чтобы мы бедным помогали. Это правильно, бедным надо помогать, но не это главное. Главное – увидеть в этом богаче себя, самодовольного, самодостаточного и отлученного от Бога. И помнить слова святителя Иоанна Златоуста: «Богат не тот, кто много приобрел, а тот, кто много раздал» и «Твое только то, что ты отдал другим».
Аминь.
Иерей Андрей Бонифатьев, настоятель храма святого пророка Иоанна Предтечи в аг. Хидры.
3 ноября 2024 года