Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы (Антипасха)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры! Первое воскресенье после Пасхи носит название «Неделя о Фоме». Это название происходит от того, что в это воскресенье вспоминается явление воскресшего Спасителя своим ученикам, среди которых не было апостола Фомы. И, когда ученики рассказали Фоме о том, что они «видели Господа» (Ин.20.24), он не поверил им, сказав, что сам должен убедиться в том, что это Христос, потрогав его раны от гвоздей и копья. По прошествии восьми дней, Господь явился ученикам, и «Фома был с ними» (Ин. 20. 26). Христос дал возможность убедиться апостолу в том, что это Он. Но Фоме даже уже и не нужно было дотрагиваться до ран Учителя, он понял, что это действительно Христос и воскликнул от радости и умиления: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20. 28).

Нам нужно разобраться, почему Церковь предлагает на первое воскресение именно этот Евангельский сюжет нам в назидание? Конечно, для того, чтобы мы вынесли для себя урок и почерпнули какую-то пользу.

Первое, в чем мы должны разобраться: почему апостол Фома не поверил своим друзьям (апостолам) на слово? На этот счет есть множество мнений. Одно из них говорит о том, что апостол не поверил, так как не увидел в учениках отражения света воскресения(после встречи с Христом), не заметил явного их изменения (митрополит Антоний Сурожский), может быть в их словах не было радости и глаза их не горели от восхищения. И это первое, что мы можем для себя почерпнуть. Почему иногда люди не верят в Бога, в воскресение Христа? Потому что не видят явного изменения в жизни учеников Христа (христиан). Почему нужны доказательства в истинности слов Христа? Потому что в нас, христианах, это Слово не находит продолжения и воплощения в реальную жизнь.

Второе то, что для Фомы важно было самому убедиться через личное прикосновение в воскресении Христа. И это образ веры. Образ веры человека, которому мало просто рассказов от других. Ему важно самому во всем убедиться. Так бывает и среди нас: есть люди, которым довольно просто рассказа и назидания, а есть и те, кто будет добиваться всяческих доказательств и только тогда поверит. И это хорошо! Господь принимает и того и другого, так как у каждого дорога к Богу складывается по-разному.

И третье, что может послужить нам в назидание, это встреча апостола Фомы и Господа Христа, когда у Фомы отпадают все вопросы и остается только восклицание: «Господь мой и Бог мой!». Так происходит с нами, когда наш поиск Истины наконец доходит до своего логического завершения.

Будем, дорогие, стремиться познать Христа, встретить Его! А встретив, поймем, что жизнь наша уже не может быть прежней. Она сияет светом воскресения, его радостью. И этим светом и этой радостью, хотя бы в какой-то степени, мы можем поделиться с другим человеком, чтобы и он в точности был уверен, что воистину воскрес Христос!

Аминь!

Иерей Артемий Дячок, клирик кафедрального собора святого благоверного князя Александра Невского в г. Кобрине

12 мая 2024 года

Фотогалерея