Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Святитель Григорий в истории Церкви известен, прежде всего, как выразитель православного учения о благодати. Мы часто очень плохо знаем сокровища православной веры и православного богословия. Это касается даже основных христианских догматических истин. Тем более это касается учения святителя Григория о нетварных энергиях. Между тем его учение чрезвычайно важно не только для православного богословия, но и для понимания практической цели христианской жизни.
Святитель Григорий жил в 14 веке в Константинополе и происходил из очень богатой и знатной семьи. Отец его был сенатором, близким другом и советником византийского императора Андроника Второго Палеолога. Несмотря на своё высокое положение, сенатор Палама был совершенно равнодушен к земной славе, богатству и почестям. Проводя чистую христианскую жизнь, он был делателем непрестанной молитвы Иисусовой. Нередко случалось, что даже и на заседаниях сената он был полностью погружен в неё. Известен такой случай. На одном из государственных собраний император обратился к Паламе с каким-то вопросом. Однако тот не услышал его и никак на вопрос не реагировал. Тогда Андроник, поняв, что он погружен в молитву, сказал придворным: “Не беспокойте Паламу, пусть он молится”.
Таким был этот благочестивый муж, и, конечно, в духе православного благочестия и непривязанности к мирским благам он воспитал своих детей. Это видно хотя бы из того, что после смерти отца все члены семьи – мать, две дочери и два сына – в том числе и сам Григорий, приняли монашеский постриг в разных монастырях. Григорию к тому времени было около двадцати лет. Вместе со своим братом он удалился на святую гору Афон и поселился в известном монастыре Ватопед, где под руководством старца Никодима положил начало своей монашеской жизни. Позже он подвизался и во многих других монастырях и скитах, а также в отшельническом уединении.
После долгих лет монашеского подвига Григорий достиг духовного совершенства и сподобился благодатных даров от Бога. Многие строгие подвижники Афона удивлялись его святой жизни. Молитва его была непрестанной, умиление и сердечный плач достигали такой глубины, что слезы непрерывно текли из его глаз. Когда по временам он выходил к братии из уединения, то все видели, что лицо его светилось каким-то особенным небесным светом. Он имел дар чудотворения и прозорливости, исцелял больных, изгонял бесов из одержимых и сподобился многочисленных явлений святых. Ему являлась Сама Матерь Божия.
В то время в Церкви возникли очень бурные споры о природе фаворского света, или, по-другому, о природе благодати. Вопрос стоял следующий: был ли свет, осиявший апостолов во время Преображения Христа, обычным физическим светом, или же он имел какую-то другую природу? Православное богословие утверждало, что фаворский свет был светом нетварной, то есть несотворенной природы. Обычный солнечный свет имеет тварную природу, он есть одно из творений Бога.
Тогда как свет Преображения – это свет, исходящий от Бога, он другой природы по сравнению с чем бы то ни было в нашем мире. Этот свет часто называется в Священном Писании словом “благодать”, а богословы ещё называют его нетварной энергией Божества.
Фаворский свет, или благодать, человек может принимать в себя, и, когда это происходит, естество человека преображается, подобно тому как преобразился Христос и апостолы на Фаворе. Человек тогда становится новым творением – святым, совершенным, богоподобным. Отцы Церкви даже употребляют термин “обожение”, который означает, что тот, кто изнутри осиян этим светом, становится как бы богом по благодати. И для человека доступно реальное, живое, опытное соединение с Богом.
Также и мы, братие и сестры, можем получить этот нетварный свет, если будем подвизаться по силам своим неленостно во всяком благочестии, чистоте и честности. Потрудимся же над тем, чтобы приобрести благодать, чтобы облечься в небесные одежды Святого Духа. “Се ныне время благоприятное, се ныне день спасения”. Аминь.
Протоиерей Валерий Бородин, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в аг. Дивин.
16 марта 2025 года