Неделя 21-я по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4,12).

            Святая Библия есть то духовное семя, посредством которого зарождается, возрастает и укрепляется человек, проходя этапы своей жизни на пути к Царствию Небесному. Как в мире вещественном всё – от травинки до дерева – рождается и вырастает из семени, так и в мире духовном новый, благодатный человек, возрождается и получает силы через Священное Писание, содержащее слова веры и упования, слова спасения и вечного бытия. Проповедь Иисуса Христа произвела большое впечатление на слушателей; они ощутили, что Его слово было «со властью» и обладает действенной силой. Но Спаситель во время Своей земной жизни проповедовал прежде всего личным примером и делами и, таким образом, не только излагал учение о Царствии Божием, но открывал его реальность. В свою очередь, в проповеди даются нравственные критерии, по которым можно отличить чудеса Божии, от ложных, сатанинских.

Во многих эпизодах, приводимых в синоптических Евангелиях (и в предлагаемом для прочтения за богослужением сегодняшнем отрывке (Лк. 8, 41-56)), акцентируется, что для совершения чуда ключевое значение имеет вера самого человека. И одним из подобных ярких примеров служит повествование о том, как начальник синагоги Иаир позвал Спасителя к дочери, находящейся при смерти. В толпе, окружавшей Иисуса на пути к дому сановного иудея, находилась женщина, уже двенадцать лет страдавшая кровотечением и потратившая большие средства на врачей. Она была уверена, что исцелится от одного прикосновения к одежде Христа – и всё случилось именно так. Иисус спросил: «Кто прикоснулся ко мне?» – чтобы побудить женщину рассказать людям о произошедшем с ней. Совершившееся исцеление должно было послужить укреплению веры Иаира. Когда они с Иисусом подошли к дому, вышедшие оттуда люди сообщили, что дочь начальника уже умерла (согласно греческому тексту Евангелия от Матфея (Мф. 9, 18) дочь Иаира была уже мертва). Христос сказал отцу: «Не бойся, только веруй» (Лк. 8, 50) и, невзирая на насмешки окружающих, убеждённых, что больше ничего невозможно сделать, Иисус вошёл в комнату вместе с родителями девочки и тремя апостолами – Петром, Иаковом и Иоанном. Со словами «девица! встань» (по арамейски «талифа̀ кумѝ»), Спаситель воскресил дочь Иаира из мёртвых (Мф.9, 18-26, Мк. 5, 22-43, Лк. 8, 41-56). Это первый случай воскрешения, упомянутый в Евангелиях.

Очень часто при исцелении людей Спаситель употребляет фразу «вера твоя спасла тебя; важно, что эту фразу, употребляемую в греческом тексте, можно перевести как «вера твоя исцелила тебя» (Мк. 5, 34; Лк. 17, 19, Мф. 8, 13). Греческий глагол «спасать» (σὼζω, содзо) дословно обозначает «делать целым» (подобно как и в русском языке слова «исцелять», «целитель» происходят от слова «целый»). Это словоупотребление подразумевает, что Иисус Христос даёт человеку гораздо больше, чем просто физическое здоровье. Спаситель дарует людям исцеление души – прощение грехов и соединение с Богом. Вплоть до наших дней в христианской традиции широко употребим термин «спасение» (греч. σωτηρὶα, «сотерѝя»). Господь спасает человека, возвращая ему утраченную цельность души и тела. Но спасение недостижимо без живой веры самого человека и его открытости Богу, который уважает свободу, данную людям при сотворении, и предоставляет каждому осуществить свой внутренний выбор. Вера – это «шаг навстречу» Христу, открытость и доверие Ему, готовность принять дар исцеления; вера есть то, чем сам человек участвует в своём спасении. Здесь проявляется принцип «синергии», соработничества Бога и человека.

И для того, чтобы обрести и взрастить такую крепкую веру апостол Павел рекомендует: «Отложим прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях… и облечемся в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости…» (Еф. 4,21-24). Что значит облечься в нового человека? Это значит, мы должны «отвергнув ложь, говорить истину каждый ближнему своему…» (Еф.4,25); гневаясь, должны не согрешать – «солнце да не зайдет в гневе вашем» (Еф.4,26).  Святитель Лука Войно-Ясенецкий, поучая работе над собой, говорил: «Тихими и кроткими должны быть мы, а не гневливыми, суровыми и жестокими»,

Вот к чему зовет нас Христос, вот для чего нужно было воскрешение мертвых, этот прообраз духовного возрождения. Будем же просить у Бога, чтобы Он снял с нас, благодатью и милосердием Своими, образ человека, истлевающего в грехах и похотях, и облек нас в светлые чистые одежды жизни вечной. Аминь.

Диакон Вадим Вакулич, клирик кафедрального собора святого благоверного князя Александра Невского.

17 ноября 2024 года

Фотогалерея