Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Среди всех других добродетелей добродетель милосердия занимает особое место, потому что Страшный Суд будет происходить по признакам проявления душою дел милосердия (Мф.25,31-46) и любви. Любовь подвигает душу на милосердие, и только любовь придает истинную цену милосердию, как соль придает приятный вкус пище. Милосердие и любовь можно сказать, неразделимы. Как милосердие без любви, так и любовь без милосердия малоценны в очах Божиих.
Сегодняшнее евангельское чтение содержит притчу Спасителя о милосердном самарянине, которая поистине отражает нам ту настоящую любовь к ближнему, через великое дело милосердия. Не смотря на вражду, которая существовала между самарянами и иудеями, самарянин, как только увидел несчастного, сжалился над ним. Действуя по влечению своего сострадательного сердца, он помогает оказавшемуся иудею в беде. Милосердие? Всмотримся глубже в милосердие самарянина, чтобы получить ответ на этот вопрос. Самарянин помогает страждущему иудею тотчас, как только увидел его, без всякого промедления и отлагательства, без надежды на помощь со стороны других. Помогает всем, что он имел и что самому ему необходимо в пути: вином, маслом, скотом. Помогает ему до конца, до полного его выздоровления. Об этом так говорит митрополит Московский Филарет: “Самарянин, сделал все, не думая о том, что настало время предоставить его человеколюбие другим. Иное говорило сердце и любовь к ближнему: не будь равнодушным к завтрашнему дню того, кому сострадал вчера; не оставляй доброго дела неоконченным. Если ближнему нужна дальнейшая помощь, то не допускай, чтобы твоя любовь к нему была короче его несчастья”. А святитель Иоанн Златоуст говорит: “Подавая милостыню ради Христа, ради имени Божия, мы тем самым “в Бога богатеем”. Подавая ее щедро, щедро и пожнем; подавая ее доброхотно, с сердечным участием, мы будем возлюблены Господом, ибо “доброхотно дающего любит Бог”. “Понеже сотвористе единому из братий сих менших, Мне сотвористе” (Мф.25,40).
Мы видим, что милосердия разнообразны: и слово утешения ближнему в его скорбях, и сердечное участие в его болезнях, и молитва к Богу о помощи в его несчастьях, и материальная поддержка в его затруднениях все это виды милосердия. Святые отцы в милосердии к ближним всегда усматривали величайшее благодеяние для тех, кто милосердствует. Святитель Иоанн Златоуст говорит: “Бедные суть врачи наших душ, благодетели и заступники, потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь; даешь серебро, а получаешь Царство Небесное: облегчаешь бедность и этим примиряешь себя с Господом”.
Не оставим же, братья и сестры, в пренебрежении призыв Спасителя, обращенный к нам в Притче о самарянине: “Иди и ты твори такожде” (Лк.10,37). Будем заботливо, сердечно относиться друг к другу. При виде немощей и скорбей ближнего не будем ссылаться на собственные немощи и недостатки. Будем просить Господа об укреплении нас этой силой Божией. Будем творить милость ближним, чтобы и самим нам оказаться помилованными Господом, рекшим: “Блажени милостивии, яко тии помиловани будут” (Мф.5,7).
Аминь.
Протоиерей Николай Лукашик, настоятель храма Рождества Христова в г. Кобрине
1 декабря 2024 года