Неделя 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Какое чудесное чувство наполнять нас: уже целая неделя, что мир стал иным! Мир, который тысячелетиями был, как потерянная овца, теперь стал, как овца обретенная, поднятая на плечи Сыном Божиим, который стал сыном человеческим. Непроходимая пропасть, которую грех проложил между Богом и человеком, теперь хотя бы зачаточно преодолена: Бог вошел в историю, Сам Бог стал человеком, Бог облекся в плоть, и всё видимое, то, что по нашей слепоте представляется нам мертвой, инертной материей, может узнать себя в славе в Его собственном теле. Случилось нечто небывалое, и мир уже не тот, что прежде.

Но в Воплощении есть и другая сторона: Бог стал человеком, и Бог во Христе говорил слова решающей правды, такой правды, которая, как дрожжи, брошенные в тесто, постепенно изменили весь мир. Бог открыл нам величие человека. Христос, ставший человеком, был доказательством, остается и останется навсегда доказательством, что человек так велик, так глубок, таинственно глубок, что он может не только вместить в себя Божественное присутствие, как храм, но может соединиться с Богом, стать причастником Божественной природы, как говорит апостол Петр в своем послании.

В Неделю по Рождестве Церковь собрала вместе трех людей: Иосифа Обручника, Царя Давида и Иакова, брата Господня.

Сегодня Церковь выбрала из огромного количества троих святых и привязала их память к тому воскресному дню, который идет после Рождества Христова. Что их объединяет?

Возьмем кондак церковный: «Веселия днесь Давид исполняется Божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше, радуются, и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют: Щедре, спасай Тебе чтущия» (Сегодня Божественный Давид исполняется веселия, Иосиф же хваление с Иаковом приносит: радуются, приняв венец как сродники Христовы, и чудно воспевают Родившегося не земле, и восклицают: «Щедрый, спасай Тебя чтущих!»)

Церковь открывает нам такой, на поверхности лежащий, смысл: они являются родственниками Спасителя.

Святой царь и пророк Давид, восьмой сын старейшины Вифлеема, в юности пас стада и развивал музыкальные способности, воспевая славу Богу. В 18 лет он прославился, победив гиганта Голиафа, что принесло ему любовь народа и назначение на должность тысяченачальника. После смерти Саула Давид стал царем Израиля, мудро управлял страной и построил Иерусалим, который стал столицей Израиля. Его дар песнопевца способствовал воспитанию духа веры и благочестия в народе, а его боговдохновенные псалмы стали важной частью церковного наследия.

Святой Иосиф Обручник, происходя из рода царя Давида, был хранителем девства Пресвятой Богородицы. В первом браке у него родились четыре сына и две дочери, но после смерти жены он жил в строгом воздержании. В возрасте восьмидесяти лет ему явился Ангел, возвещая о воплощении Сына Божия через Деву Марию. Святой Иосиф присутствовал при поклонении пастырей и волхвов Новорожденному Христу, а затем, по указанию Ангела, бежал в Египет, спасая Марию и Иисуса от гнева царя Ирода, работая там плотником. Скончался он в возрасте около ста лет.

Апостол Иаков, сын Иосифа от первой жены, стал одним из столпов Церкви, председательствуя на Апостольском соборе в Иерусалиме. Он пользовался уважением как среди христиан, так и среди иудеев, ведя подвижническую жизнь и молясь о своем народе. Святой Иаков, как брат Господень, был свидетелем многих событий и явлений, связанных с жизнью Иисуса Христа.

Церковь в своих праздниках соединяет память этих богоугодных людей, подчеркивая их духовное родство и значимость в истории спасения, ведь святые Иосиф, Давид и Иаков были связаны не только кровным родством, но и духовным. Их жизнь и служение показывают, как каждый из них стал поводом для обращения к Богу, как в радости, так и в скорби. Церковь призывает нас следовать их примеру, углубляя наше понимание духовного родства и обращая внимание на важность каждого человека в глазах Бога.

Таким образом, Церковь напоминает нам о значении праздников и святых, побуждая нас углублять наше знание о них и стремиться к духовному росту. Важно помнить, что каждый из нас может стать проводником Божьей любви и правды в этом мире, и что наше духовное родство с другими людьми, как кровное, так и духовное, является основой для единства в вере и любви. Аминь.

Протоиерей Георгий Кравчук, настоятель храма святого великомученика Георгия Победоносца в г. Кобрине.

12 января 2025 года

Фотогалерея