Неделя 31-я по Пятидесятнице, по Богоявлении

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного,

дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Казалось бы, совершенно недавно мы с вами праздновали такие великие праздники как Рождество Христово, Крещение или Богоявление Господне, и это было радостное время, время святок.

Сегодняшнее Евангельское чтение отличается своей краткостью и, в то же время, полнотой смыслового объема. Господь, после принятия Крещения от святого пророка Иоанна Предтечи во Иордане и искушения лукавым в пустыне на протяжении сорока дней, выходит на общественное служение. К чему же Господь призывает каждого из нас? Господь призывает нас к покаянию для того, чтобы мы немного встрепенулись, чтобы вновь более времени начали уделять своей душе, своим делам, своим поступкам и своим словам: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17).

Конечно, нужно и радоваться, нужно и делиться радостью, но и не забывать о том, что все мы призваны ко спасению, что каждый из нас будет давать ответ пред Богом на Страшном Суде. Поэтому время на покаяние должно быть всегда. Не только во время постов, не только во время скорбей, но всегда мы должны следить за своими словами, за своими делами и за своими мыслями.

Очень часто, совершив какой-то проступок, мы страдаем угрызениями совести. Но это еще не есть покаяние. Человек, согрешив, осознав свой грех, но не покаявшись, может из своей жизни сделать сплошной ад, но так и не придет ко спасению. Помимо угрызения совести должно быть что-то большее. Что же это? Это – обращение к Богу с осознанием того, что Господь может нас простить. И простит, если мы, в свою очередь, изменимся и изменимся, безусловно, в лучшую сторону. Представьте, что мы с вами сейчас находимся в то время, когда Господь выходит на проповедь и обращается к каждому из нас со словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17). Разве мы бы не покаялись? Конечно, мы бы покаялись, осознали свои грехи, упали бы к ногам Спасителя и начали слезно просить о том, чтобы Он просил нам наши согрешения, и мы бы постарались всеми силами изменить свою жизнь.

Для того, чтобы быть достойными Божия прощения, мы должны прощать своих обидчиков и тех, которые у нас и не просят прощения, которые, может быть, и дальше нас и смиряют, и учат. Почему нам не сказать: «Господи, я понесу этого человека, как свой крест, я понесу его для того, чтобы Ты в дальнейшем простил мне мои нераскаянные согрешения, в которых я бесконечно согрешаю»?

Вот, дорогие братья и сестры, в чем заключается покаяние. Покаяние заключается в обращении к Богу с осознанием своей недостойности Божьего прощения, с осознания того, что без Бога мы ничто. Обратимся к Богу с просьбой о том, чтобы Господь простил наши согрешения, а мы же, в свою очередь, постараемся измениться, принять все то, что Господь нам посылает, принять наших ближних, простить наших обидчиков, побороться со своими недостатками, и тогда действительно мы откликнемся на этот Божий призыв ко спасению, Божий призыв к покаянию, и наша жизнь будет жизнью христианской, ведущей ко спасению и к Царствию Божию. Аминь.

Иерей Александр Ясюченя, клирик прихода храма Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Кобрина.

26 января 2025 года

Фотогалерея