Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Эти слова сегодня имеют особенный смысл.
Величайшим праздником ещё в Ветхом Завете был праздник Пятидесятницы, который совершался в память принятия Синайского Законодательства, торжественного заключения союза между Богом и избранным народом. Это произошло в 50-ый день после вывода из Египетского рабства избранного народа. Одновременно в этот день воздавали хвалу Богу за произрастание новых земных плодов – первого урожая. Это происходило по истечении 7-ми седмиц после Пасхи, и именовался праздник праздником Седмиц. Все эти события были прообразом Новозаветной Пятидесятницы.
В Новом Завете по числу дней, прошедших от Воскресения Христова сегодняшний день именуется праздником Пятидесятницы, по совершившемуся событию – день сошествия Святого Духа, а по окончательному откровению Бога к человечеству – он именуется Днём Святой Троицы.
Поступая по наказу своего Божественного Учителя, апостолы с Божией Матерью пребывали в Иерусалиме единодушно, вместе в Сионской горнице, в усиленной молитве, в посте и готовили себя к встрече с Духом Святым, которого обещал ниспослать Господь Христос.
«Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущагося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого и начали говорить на иных языках» (Деян.2,1-4).
Только тогда ученики окончательно осознали полное значение явления в мир Господа и уже были непоколебимы в вере и необходимости следования по указанному Им пути, так как ученики были крещены Духом Святым. Благодать Святого Духа, по свидетельству святых отцов, приходит «с тихостью», т.е. в спокойной молитвенной обстановке, но на этот раз она снизошла в духе бурном, ибо «уверяла державное пришествие» (песнопение).
Этот шум привлёк множество людей к апостольскому дому, они слушали благовестие о Иисусе Христе на разных языках и диалектах. Это Дух Святой говорил устами Святых апостолов. Видя огромное стечение людей, с проповедью обратился апостол Пётр. Его слова были так сильны и убедительны, что около 300 тысяч человек впоследствии приняли Крещение, а после 2-го обращения число верующих во Христа пополнилось еще на 5 тысяч человек. Все это был результат действия Святого Духа. Апостолы познали тайну Святой Троицы, а ведь это вершина откровения Бога к человеку.
Сегодняшний праздник – это праздник прославления Триединого Бога.
Святой Афанасий Великий говорил: «Христианская вера – это вера в неизменную Троицу». Владимир Лосский отмечал, что «Тайна Святой Троицы не только основа, но и высшая цель богословия». Это крест человеческой мысли, эта тайна не может быть выражена человеческими словами, так как Божественная реальность превосходит все суждения о Ней.
Впервые термин «Троица» ввёл во II веке cвятой Феофил Антиохийский, а Василий Великий чётко определил в словах общие и личные свойства Лиц Святой Троицы. Нужно также чётко понимать, что по отношению к Богу не может быть применено какое-либо число, ни именование, ибо Бог выше всякого имени и исчисления, всякого суждения о Нём. В мире нет равного Ему аналога, но чтоб хоть как-то приблизить наше созерцание, мы прибегаем к вышесказанному.
Прекраснейшим выражением визуальным нашего понимания о Святой Троице служит икона – творение cвятого Андрея Рублёва «Святая Троица», которая создавалась четверть века. Нужно сказать, что всё живёт и дышит Святой Троицей, в Пресвятой Троице – наша жизнь и источник жизни, наша радость и источник радости, полнота жизни выражается хвалой Пресвятой Троице. Поэтому не случайно cвятой Григорий Богослов произнёс такие слова: «Святая Троица да будет главной из твоих забот».
Аминь.
Протоиерей Анатолий Антипорович, настоятель храма святителя Николая Чудотворца в г. Кобрине
23 июня 2024 года