Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня, на Божественной литургии в Неделю 8-ю по Пятидесятнице мы слышали Евангельскую историю о чудесном насыщении огромного количества людей пятью хлебами и двумя рыбками (Мф. 14:14-22).
В этой евангельской событии мы видим великое чудо, которое говорит нам о могуществе и милосердии Спасителя. Но мы также видим и поучительные моменты. Когда ученики просили Господа отпустить народ, чтобы они могли купить себе пищи, Он не согласился с ними, а сказал: вы дайте им есть.
Но ведь и у апостолов было всего пять хлебов и две рыбки, и они по благословению Господа накормили всех. Так и нам не следует пренебрегать возможностью с благословения Божия творить добрые дела.
Господь накормил всех пищей телесной. Но в этом событии можно видеть и иносказательный смысл. Важнее пищи телесной бывает пища духовная. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда (Ин. 6:35) – сказал Иисус. Господь принес в мир благую весть – Евангелие.
Евангельских заповедей не так много, главнейших из них всего две, как две рыбки у апостолов: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»: вот первая заповедь (Второзак. 6:4-5). Вторая подобная ей «возлюби ближняго твоего, как самого себя». Иной большей сих заповедей нет (Левит. 19:18). Все другие заповеди лишь раскрывают смысл этих двух. При этом Евангельские заповеди дают ответы, пожалуй, на все вопросы, которые могут возникать у нас в различных жизненных ситуациях. Поэтому Господь и говорит: приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
Господь накормил людей хлебом. Но Он говорил: Я есмь хлеб жизни. И Он дал нам этот хлеб жизни, Свою плоть и кровь в таинстве евхаристии. Причащаясь Святых Христовых Таин, мы буквально телесно соединяемся с Христом, становимся все частичками единого Тела Христова. Именно в этом состоит главная тайна христианской Церкви. Церковь – это не просто сообщество верующих людей, это – тело Христово, и каждый христианин – частичка этого Тела. Поэтому мы с полным правом можем говорить словами из чинопоследования Великого повечерия: «Снами Бог, разумейте языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог».
Аминь.
Иерей Георгий Червяковский, настоятель храма Вознесения Господня в аг. Городец и храма святого Архангела Михаила в д. Бородичи